Выставка стрит-арт «Без названия»

26 января 2017 г. в галерее Esentai состоится Выставка стрит-арт «Без названия», в  которой участвуют молодые художники Алпамыс Батыров, Мария Пальчикова и группа «Repas».

Открытие выставки в 19.00.

Новая форма искусства – граффити – зародилась в отдаленных районах Нью-Йорка и достигла своих высот в начале восьмидесятых прошлого века в творчестве Crash, Lee, Daze, Кита Харинга и Жана-Мишеля Баския .

Стрит-арт в Казахстане, безусловно, связан с деятельностью фестиваля «Артбатфест», программно нацеленного на развитие и репрезентацию различных видов и жанров уличного искусства,  в основном, приглашенных авторов. Но не меньшее значение в его существовании  имеют местные художники – уже достаточно известные Паша Кас и группа Repas.

Алпамыс Батыров, представленный в Esentai Gallery станковой графикой и инсталляциями, также часто участвует в  уличных акциях и делает граффити. Весной 2016 года на фестивале  Shymkent Art Days он сделал надпись на стене, огораживающую старую цитадель города, гласившую: «Будущее за нами».

Уличное искусство по определению – порождение городской культуры, которая сама по себе для Казахстана – достаточно актуальное новшество. Вплоть до начала 90-х каноническим мотивом нашего искусства была жизнь кочевника на фоне степей, гор, коней и баранов. Хотя городской пейзаж и существовал в 50-60 годы прошлого века в работах С. Калмыкова, Р.Великановой,  Л.Леонтьева,  все же первым  художником-урбанистом считается Дулат Алиев, в конце 80-х изображавшим повседневную жизнь Алматы.

Тем не менее, понятие «городская культура» появилось и начало осмысляться в Казахстане буквально в последние  пять-шесть лет. Конференции и дискуссии об урбанистике,  дизайне и развитии городской среды вовлекают в процесс широкую общественность, следствием чего стало активное отношение горожан к состоянию улиц, парков и зданий.

Граффити – такое же порождение уличной культуры, как и официальный городской дизайн, другая сторона медали. Методика группы Repas – классическое воплощение  интернационального стиля, неотъемлемой частью которого является музыка хип-хоп хардкор, брейк данс. Для многих это образ жизни, скрытый и не очень понятный широкой публике. Тем не менее, обнаружив у себя во дворе или на стене проржавевшего гаража виртуозную надпись “Repas”, сопровожденную картинкой, алматинцы приходят в восторг, фотографируют и обсуждают работу в сетях.

Но деятельность группы не ограничивается только подпольным рисованием на заборах и трансформаторных будках тегов, слов и фраз, выполненных то брутальным нагромождением букв, то изысканной гибкой линией. Они выполняют также муралы – монументальные росписи на фасадах и торцах жилых домов и офисных зданий, в интерьерах ресторанов и фирм – например,  для торговых марок West, Mars, Alma TV . На уже упомянутом фестивале Shymkent Art Days группа расписала фасад жилого дома портретами горожан, остроумно стилизовав их под старую черно-белую фотографию.   

Муралами занимается и Мария Пальчикова, единственная дама-участница выставки. Одна из последних ее работ – изображение батыра в уличном пространстве алматинского ресторана Del Papa.

Таким образом,  в городах Казахстана происходит процесс постепенного перехода от образцов советского и довольно холодного монументального декора к созданию живой и демократической городской среды.

Выставка продлится до 23 февраля 2017 г.