26 января 2017 г. в галерее Esentai состоится Выставка стрит-арт «Без названия», в которой участвуют молодые художники Алпамыс Батыров, Мария Пальчикова и группа «Repas».
Открытие выставки в 19.00.
Новая форма искусства – граффити – зародилась в отдаленных районах Нью-Йорка и достигла своих высот в начале восьмидесятых прошлого века в творчестве Crash, Lee, Daze, Кита Харинга и Жана-Мишеля Баския .
Стрит-арт в Казахстане, безусловно, связан с деятельностью фестиваля «Артбатфест», программно нацеленного на развитие и репрезентацию различных видов и жанров уличного искусства, в основном, приглашенных авторов. Но не меньшее значение в его существовании имеют местные художники – уже достаточно известные Паша Кас и группа Repas.
Алпамыс Батыров, представленный в Esentai Gallery станковой графикой и инсталляциями, также часто участвует в уличных акциях и делает граффити. Весной 2016 года на фестивале Shymkent Art Days он сделал надпись на стене, огораживающую старую цитадель города, гласившую: «Будущее за нами».
Уличное искусство по определению – порождение городской культуры, которая сама по себе для Казахстана – достаточно актуальное новшество. Вплоть до начала 90-х каноническим мотивом нашего искусства была жизнь кочевника на фоне степей, гор, коней и баранов. Хотя городской пейзаж и существовал в 50-60 годы прошлого века в работах С. Калмыкова, Р.Великановой, Л.Леонтьева, все же первым художником-урбанистом считается Дулат Алиев, в конце 80-х изображавшим повседневную жизнь Алматы.
Тем не менее, понятие «городская культура» появилось и начало осмысляться в Казахстане буквально в последние пять-шесть лет. Конференции и дискуссии об урбанистике, дизайне и развитии городской среды вовлекают в процесс широкую общественность, следствием чего стало активное отношение горожан к состоянию улиц, парков и зданий.
Граффити – такое же порождение уличной культуры, как и официальный городской дизайн, другая сторона медали. Методика группы Repas – классическое воплощение интернационального стиля, неотъемлемой частью которого является музыка хип-хоп хардкор, брейк данс. Для многих это образ жизни, скрытый и не очень понятный широкой публике. Тем не менее, обнаружив у себя во дворе или на стене проржавевшего гаража виртуозную надпись “Repas”, сопровожденную картинкой, алматинцы приходят в восторг, фотографируют и обсуждают работу в сетях.
Но деятельность группы не ограничивается только подпольным рисованием на заборах и трансформаторных будках тегов, слов и фраз, выполненных то брутальным нагромождением букв, то изысканной гибкой линией. Они выполняют также муралы – монументальные росписи на фасадах и торцах жилых домов и офисных зданий, в интерьерах ресторанов и фирм – например, для торговых марок West, Mars, Alma TV . На уже упомянутом фестивале Shymkent Art Days группа расписала фасад жилого дома портретами горожан, остроумно стилизовав их под старую черно-белую фотографию.
Муралами занимается и Мария Пальчикова, единственная дама-участница выставки. Одна из последних ее работ – изображение батыра в уличном пространстве алматинского ресторана Del Papa.
Таким образом, в городах Казахстана происходит процесс постепенного перехода от образцов советского и довольно холодного монументального декора к созданию живой и демократической городской среды.
Выставка продлится до 23 февраля 2017 г.