24 мая 2018 г. в галерее Artmeken состоится открытие Выставки художницы Лизы Кин "Салют"
В молодом искусстве Казахстана, в отличие от старшего поколения художников, четверть века назад с энтузиазмом начавших осваивать новый язык и технологии, нет боязни выглядеть «традиционным» или «старомодным».
Ежедневно оперируя бытовыми электронными гаджетами, молодые свободны в выборе техник, направлений и стилей, и совершенно не смущаются тем, что «это уже было».
Второй, достаточно сильный тренд молодого искусства – дискурсивность, разделение общего потока «современного искусства Казахстана» на конкретные тематические или технологические направления: наиболее силен и развит феминистский дискурс; последние год-два как возник интерес к созданию «новой идентичности»; просматривается тенденция к экспериментам с техниками и технологиями искусства. Не менее заметным вектором является и искусство абстракции, имеющее за спиной опыт казахстанцев – восьмидесятников Р.Хальфина, Б.Якуба, А. Ророкина.
Исторический абстракцонизм, в частности, естественное влияние Кандинского и абстрактного экспрессионизма, проявляется в творчестве А. Обедина и М. Бекеева, в искусстве совсем молодых художниц - Ш.Шарбаковой и Л.Кин. Причем, если Шарбакова все таки связывает свою абстракцию с музыкой, в чем, скорее, солидарна опять же с Кандинским, то в проекте Лизы Кин «Салют»– прослеживаются более сложные напластования влияний, впитавшие в себя эстетику «искусства действия» Виллема де Куннинга и Джексона Поллока, творчество их последовательницы Элен Франкенталер, черты постживописной абстракции Пола Кремера и – натурально – неоэкспрессионизм Жана Мишеля Баския.
Но все таки важнейшим аспектом обращения совсем молодых художников к живописной абстракции является, скорее всего, сопротивление содержательному мейнстриму современного искусства – его прагматичности, внеэмоциональности, отстраненности, асексуальности, отсутствию любой романтики и внимания к личности. Мейнстрим заточен на жизни социума и его проблемы, осторожно обходя жизнь духа, индивидуальность, человека с его переживаниями и страстями.
Вместе с тем, понятия «драма», «границы», «эмоции», которыми Лиза Кин описывает свои работы, также достаточно абстрактны – подтверждением чего служит отсутствие названий картин. Художница не уточняет, какого рода эта самая драма, что именно разделяют упомянутые ею границы, какова эмоция, о которой идет собственно речь. Это стремление делать свое глубоко личное искусство , сфокусированное исключительно на собственной индивидуальности, на спрятанных эмоциях– абсолютно сознательный жест, устно сформулированный ею как желание «не думать о том, что оно должно кому то нравиться». Возможно, эта идея возникла как сопротивление собственному опыту дизайнера интерьера и стремления к совершенной свободе и независимости.
При всем том работы Лизы Кин очень декоративны. Но не той приглаженной, упорядоченной декоративностью, которой грешит практически вся интерьерная живопись ,а декоративностью сложно разработанного и сгармонированного цвета, широким мазком наложенного на громадного формата холсты. В хаосе переплетающихся, но сближенных коричнево-зелено-охристых тонов вдруг вспыхивают и светятся вкрапления изумрудов; в яростные сплетения алого, ярко-зеленого и черного неожиданно врывается хулиганский вираж, словно нарисованный самолетом в небе; глубокий синий протыкается черным насквозь, через красочное мясо, или, наоборот, в сочетании с коричневым и белым, топорщась, сопротивляясь, но стекает таки вниз, к нижней кромке холста, разрушая физические свойства густой пастозной живописи.
Выставка продлится до 17 июня 2018 г.