Персональная выставка Шамиля Гулиева «Многовекторность: из жизни чиновников и художников»

5 апреля 2019 г. в галерее ARTMEKEN откроется персональная выставка казахстанского художника Шамиля Гулиева «Многовекторность: из жизни чиновников и художников».

На выставке будет представлена 21 работа Шамиля Гулиева. Произведения выполнены в разных техниках: графика, скульптура и живопись.

«Персональная выставка известного художника Шамиля Гулиева представляет, в основном, графику и скульптуру мастера. В графике художник работал всю жизнь, в то время, как его весьма и весьма оригинальная скульптура – явление, в полный голос заявившее о себе в последнее десятилетие.

В отличие от «классических» скульпторов, использующих природные материалы - камень, глину, дерево, металл, Гулиев работает с промышленным продуктом, с тем, что натурально и естественно используется в урбанистической среде. И это не модный нынче ресайклинг, и не классический для современного искусства реди мейд - это конструирование образов из вещей и деталей, необходимых для жизнедеятельности большого города – провода, ложки-вилки, бутылки, бой посуды, детали механизмов. В руках художника эти материалы становятся ироническими парафразами природных: так, апеллируя к  вековой народной традиции выделки шкур, появляется скульптура «Руно» (2019), сплетенная из проводов; из целых бутылок глубокого коричневого цвета, обыгрывающего масть, складывается «Собака» (2000); вилки, ложки, пивные пробки в работе «Келин» (2011) играют роли серебряных украшений степных модниц, не давая забывать, однако, о роли невестки – столь же традиционной кухонной рабыни; толстый слой проклеенных опилок, покрытый ювелирным декором, скрывает  пенопластовую суть «Алтын Адама» (2015).

«Алтын Адам» - это, собственно, ключевой имидж выставки: изображение наиболее нелюбимого в народе образа чиновника, бюрократа и хапуги, покрывающего, как Мидас, пространство вокруг себя либо золотом, либо орнаментом. Однако, у нашего казахстанского Мидаса особый дар: в золото он превращает только то, что принадлежит лично ему. Орнаментом же он, движимый лозунгом «поиска идентичности», понятым исключительно в узко этническом ключе, покрывает все, что принадлежит обществу. В жизни наших городов мы может наблюдать урны, садовые скамейки, ограды, стены домов, памятники, уж, не говоря о не столь значительных мелочах, обильно и чрезмерно испещренных традиционными узорочьем. В течении 2011-2012 годов Шамиль Гулиев создал большую серию графических работ, анализирующую феномен казахстанского чиновника. Его советское происхождение бесспорно – бездушность и равнодушие этого человеческого вида, его механические и формальные действия невозможно скрыть ни надеванием «национальных» штанов и шапок, ни сплошным покрытием лиц традиционной орнаментикой, ни выдумыванием новых мифологий, ни «историческими» переименованиями улиц и городов страны.

Часто в чиновничий процесс «поиска идентичности» включается художник – ведь кто- то должен покрыть километры поверхностей орнаментом, вылепить странные симультанные композиции, соединяющие воедино культурные коды 5, 12 и 21 веков, расписать стены зданий пестро раскрашенными красавицами и не менее пестрыми батырами. Гулиев не исключает из процесса и себя – лица его Уорхоллов также испещрены орнаментом, а удивительное совпадение названия работы – «Восемь граней – суть одна» (2012) с недавним государственным программным документом усиливает и расширяет границы самоиронии.  Многовекторность- такое же свойство художника, как и чиновника….

С использование элементов орнамента выполнен и портрет заслуженного художника Казахстана Исатая Исабаева (2011).  Орнамент здесь – инструмент достижения сходства, которое на самом деле, поразительное. Другой коллега и близкий друг Гулиева – недавно покинувший нас художник Бахыт Бапишев («Бапишев на Алаколе», 2005)– также изображен с поразительным сходством, даром, что показан со спины и в процессе работы. Это единственное живописное полотно на выставке- свидетельство владения Гулиевым многообразными техниками. У него в мастерской хранится огромная коллекция живописных этюдов, которые они на протяжении многих лет писали вместе с Бапишевым. Ему и посвятил Шамиль Гулиев свою шестую персональную выставку».

Время работы с 12.00 до 19.00 со вторника по воскресенье.
Понедельник выходной.

Выставка продлится до 28 апреля 2019 г.