Выставка Андрея Фоменко «Естественная история»

6 июня 2019 г. в Esentai Gallery открылась Выставка Андрея Фоменко «Естественная история».

Глава первая: Мангышлак и Устюрт

Фотографии, представленные на этой выставке, сделаны Андреем Фоменко — известным историком и критиком современного искусства, выступающим в данном случае в новом и неожиданном для него качестве, — в ходе двух экспедиций по Западному Казахстану — полуострову Мангышлак и отдельным участкам вдоль западного чинка плато Устюрт. Этот цикл является частью более масштабного проекта, который, по словам автора, заключается в «фотографическом обследовании» территории, простирающейся от Каспийского моря на западе до Южной Сибири на востоке, — исторической области, известной как Туркестан. «Меня интересуют различные природные ландшафты и объекты (геологические, биологические, археологические), расположенные в относительно труднодоступных и не слишком исхоженных туристами местах, — комментирует автор. — На сегодняшний день я „обследовал“ ничтожно малую долю этой территории; Мангышлак — несколько лучше других».

Все фотографии на этой выставке сделаны аналоговой камерой на узкую (35 мм) негативную пленку, с последующей ручной серебряно-желатиновой печатью позитивных изображений. Приверженность Андрея Фоменко этой старомодной технике объясняется прежде всего эстетическими причинами: по его словам, «фотография, снятая на пленку, обладает особой фактурой, которая словно приобщает ее к материальности самих вещей».

Кроме того, такой способ съемки согласуется с характером походов, в время которых эти фотографии создавались. До мест, изображенных на них — сора Тузбаир и урочища Босжира, горы Шеркала и «долины замков» Айракты-Шомонай, долины конкреций и каньона Капамсай, скальных мечетей Шакпак-Ата и Султанапе, могильников Кулламбет и Шилкыз — он добирался в основном пешком. «Время и силы, потраченные на эти перемещения, а также обстоятельства, которые им сопутствовали, остались за кадром — но именно это закадровое пространство-и-время придает смысл изображениям как таковым», — говорит автор.

Впрочем, сам Андрей Фоменко открещивается от того, чтобы называться автором. По его словам, подлинными авторами этих работ выступают прежде всего запечатленные на них сюжеты — горы, камни, солончаки, мавзолеи, животные и растения, — а также технология съемки, включая камеру, объектив и пленку, и лишь в последнюю очередь — человек, чье имя вынесено в название этой выставки.

Выставка продлится до 6 августа 2019 г.